Куда должен смотреть человек?
Безусловно, наибольшее представление о человеческом характере мы получаем, когда смотрим ему в глаза. Прямой визуальный контакт, когда человек смотрит прямо в объектив, обеспечивает наиболее сильную связь между ним и тем, кто смотрит на портрет. К сожалению, это не всегда возможно, особенно при фотографировании людей в пол-оборота или в профиль.
Глаза лучше всего смотрятся, когда они находятся в центре глазных впадин… если смотреть на них через камеру. Это означает, что на самом деле неважно, куда действительно смотрит человек. Важно лишь то, что создается ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что он смотрит туда, где должны находиться глаза смотрящего на него. В этом можно убедиться одним единственным способом – Вы должны смотреть в видоискатель, когда будете создавать кадр, ориентируясь на положение глаз человека.
Я очень часто замечал, что, когда люди смотрят прямо в объектив, кажется, что их глаза слегка закрыты. Если Вы заметили это, попросите человека смотреть на точку чуть выше объектива. Зачастую их глаза смотрятся гораздо лучше, если они смотрят на макушку Вашей головы, а не в объектив. В некоторых случаях я просил людей смотреть выше объектива, но и СКВОЗЬ него, и тогда казалось, что они смотрят прямо в объектив. Итак, как определить, куда они должны смотреть? Думаю, ответ уже очевиден.
Помимо центрирования кадра на глазные впадины, добейтесь того, чтобы зрачки глаз визуально касались нижних век. Когда я настраиваю картинку на глаза человека, я обычно прошу его зафиксировать взгляд на определенной точке на стене, чтобы показать им, как это надо делать. Далее, если его взгляд направлен слишком высоко или слишком низко (так что свет от основного источника не попадает прямо на глаза), я могу поднять его глаза, опустить или отвести в сторону, просто попросив его перевести взгляд на пару сантиметров в нужном направлении.
Будет ошибочным просить человека смотреть на Вашу руку, когда Вы хотите настроить кадр на его глаза. Когда Вы убираете руку, ему больше не на чем фиксировать взгляд и сложно удержать его в заданном положении.
Иногда Вы можете попросить женщину повернуть голову в пол-оборота и смотреть в камеру. Это может хорошо выглядеть на женском портрете, но редко подходит для мужского портрета. Что нужно делать, если Ваша задача – официальный портрет, и Вы думаете, что человек должен смотреть прямо в объектив, но знаете при этом, что он будет лучше выглядеть в пол-оборота? В этом случае я просто спрашиваю у человека: «Вам важно смотреть прямо в объектив или я могу сфотографировать Вас в наиболее привлекательном ракурсе?» Обычно такой вопрос решает проблему. Однако Вам, вероятно, все равно лучше сделать несколько изображений в анфас и в более выгодном ракурсе. Предусматривайте все варианты!