Фотографирование детей

       

Портретная съемка


"Портретная съемка" Основные требования к студии


  Для многих съемка в студийных условиях представляется несбыточной мечтой, поскольку у них слово "фотостудия" ассоциируется с огромным помещением, "напичканным" дорогостоящим оборудованием. На самом деле для съемок в помещении требуется всего лишь свободная комната или даже свободное пространство в комнате в вашем доме, где можно было бы без всяких помех постоянно или при необходимости проводить съемки. При этом полезно иметь набор бумаги разного цвета для создания фона, и таким образом не только варьировать цвет и/или фактуру фона при съемке, но и маскировать такие атрибуты домашней обстановки, как оконные рамы, дверные проемы, розетки электропитания, несовершенство окраски стен и т. п., которые могут оказаться нежелательными на изображении.

  В подавляющем большинстве случаев для подобных съемок больше всего подходит однообъективная зеркальная камера 35 мм при наличии объектива хорошего качества. Но если вы намерены сделать большой портрет, то в этом случае потребуется среднеформатная камера (6 х 4,5 см и больше).

  Тип нужного вам объектива зависит от размеров рабочей площади и расстояния, которое может быть обеспечено между камерой и объектом съемки. При наличии "среднего" по размеру помещения для камеры 35 мм наиболее подходит объектив с фокусным расстоянием 90 мм. Его часто называют "портретным", так как он позволяет удобно расположиться на некотором расстоянии от объекта и в то же время в кадре окажутся голова и плечи объекта. Объективы со значительно большим фокусным расстоянием (150 мм и больше) могут создавать слегка сжатую перспективу; объективы с меньшим фокусным расстоянием (50 мм и меньше) годятся для портретной съемки крупным планом, когда камера находится близко к объекту.







  Если помещение расположено удачно, естественного освещения, как правило, достаточно. Хорошо если это комната с большими окнами, через которые поступает много непрямого солнечного света. При наличии прямых солнечных лучей может получиться слишком контрастное изображение с яркими светлыми участками и густыми тенями. В этом случае затененные участки можно подсветить с помощью рефлекторов. Однако естественное освещение имеет одно существенное неудобство - такое освещение диктуется погодой. Несомненно, вам бы не хотелось отказаться от съемок в помещении только потому, что на улице облачно или идет дождь. Наиболее подходящее искусственное освещение обеспечивает вспышка. Прежде всего, надо иметь возможность работать с одной вспышкой или двумя, в особенности в небольшом помещении, но, может быть, вам захочется приобрести и разместить комплект осветительного оборудования, в который входят: две портативные вспышки, софтбокс (или зонтик) и тубус, обеспечивающий направленный свет. Одно из преимуществ вспышек по сравнению с непрерывными источниками света состоит в том, что они не нагреваются. К несомненным преимуществам можно также отнести срабатывание от блок-синхронизатора, не требующего каких-либо проводов, и возможность одновременно использовать естественный свет без искажения цветов.

  Полезной принадлежностью студии является штатив. Даже если вы не боитесь дрожания камеры при съемке с рук, лучше установить ее на штатив. При этом, во-первых, освобождаются руки и, во-вторых, появляется возможность осуществить тонкую регулировку освещенности и более тщательно продумать позу объекта.

<


"Портретная съемка" Основные требования к студии


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА;
35мм
ОБяЕКТИВ:
зум-объектив
70-210 мм
(съемка при 90 мм)
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 c И f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Если через окна комнаты, где вы проводите съемку, проникает яркий, но не прямой солнечный свет, можно обойтись без искусственного освещения. Для создания этого портрета фотограф просто тщательно расположила объект по отношению к окну и убедилась через видоискатель, что лицо не окажется чрезмерно контрастным. Черный фон - это не результат применения какой-то бумаги: разница в освещенности объекта и окружающей обстановки была такой, что все, кроме непосредственного переднего плана, оказалось существенно недоэкспонироваиным.



"Портретная съемка" Основные требования к студии


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35 мм ОБяЕКТИВ:
зум-объектив
70-210 мм
(съемка при 110 мм)
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция;
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки


И в студии, организованной у вас дома, вы можете получить очень хорошие снимки, используя при этом минимум оборудования. Для этих двух портретов задником служит большой квадрат мятого материала, прикрепленного к переносной подставке. В качестве освещения применяются две вспышки, одна из которых направлена на задник, отражающий свет на объект.



"Портретная съемка" Основные требования к студии


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35мм
ОБяЕКТИВ:
зум-объектив 28-70 мм
(съемка при 65 мм)
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки
(1-е отражающим зонтиком)


  Использование различной бумаги для создания фона позволяет вам влиять на впечатление, производимое изображением. На снимке вверху объект расположен на черном фоне. Даже в этом случае девочку пришлось "выдвинуть" несколько вперед, чтобы убедиться, что свет, отраженный от фронтально расположенной вспышки, и прямой и фоновый свет не попадают на бумагу и не создают светло-серого фона. Для снимка внизу была использована белая бумага, и фотограф слегка смазала вазелином прозрачный фильтр объектива, чтобы "рассеять" свет в нижней части кадра.
<



ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35мм ОБяЕКТИВ:
зум-объектив 70-210 мм
(съемка при 110 мм)
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка с софтбоксом



"Портретная съемка" Студийные съемки


  Подход к фотографированию детей в возрасте, представленном на снимках, совсем иной, чем в случае младенцев или делающих первые шаги малышей. Чтобы правильно организовать и продуктивно провести съемку в студии, вам необходимо установить взаимопонимание с вашими юными персонажами и заручиться их активной поддержкой. Если вам удастся сделать так, чтобы час или два, которые им предстоит провести в условиях студийного освещения, пролетели для них весело и незаметно, ваш шанс добиться выразительных поз и неподражаемых выражений лиц силънр возрастет.
  На смену первоначальной скованности приходит любопытство к камере, освещению и вообще к интерьеру фотостудии. Постарайтесь в простой и доходчивой форме объяснить, что представляет собой оборудование, где и в какой позе должен находиться ребенок и что он при этом должен делать.
  Не забывайте, что дети очень легко отвлекаются. Если вы, например, будете слишком долго устанавливать освещение, менять пленку или выбирать выдержку, вы рискуете лишиться внимания детей и желания продолжить "игру в фотосъемку".
Маленькие хитрости

  • Имейте под рукой набор книжек и игрушек, чтобы развлекать детей во время их пребывания в студии. Они могут стать незаменимым подспорьем во время съемки.

  • Съемка детей в движении или за каким-то занятием будет намного успешнее, если будет проходить под звуки музыки. Попросите детей захватить в студию их любимые записи,

  • Если у вас в студии одновременно несколько детей, постарайтесь установить между ними контакт.


ФОТОГРАФ:
Тим Ридли
КАМЕРА:
6 хб см
ОБяЕКТИВ:
150мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 c и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки
(1-е софтбоксом)


  Простой белый фон хорош, когда верхняя часть одежды яркая и многоцветная. Глаза играют важную роль при позе, аналогичной, показанной на этом снимке. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок знал, куда он должен смотреть.
<




"Портретная съемка" Студийные съемки


ФОТОГРАФ:
Тим Ридли КАМЕРА:
6х6 см ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
ВЫДЕРЖКА:
1/125 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  Эта активная поза полна веселья и энергии. В подобных случаях практически мгновенная подзарядка студийной вспышки позволяет сделать снимок в тот момент, когда ребенок соизволит "выкинуть" что-нибудь эдакое. Сделайте как можно больше снимков и выберите естественный и гармоничный.


Для этого снимка использовались две студийные вспышки, расположенные по обе стороны камерь и под углом 45° к объекту. Обе имели софтбоксы для рассеивания света.



"Портретная съемка" Внимание деталям


  Если исключить съемку неожиданно возникших естественных сцен, у вас будет какое-то время, уделить внимание композиции -даже если оно будет составлять всего лишь несколько секунд.  Очень легко сконцентрировать свое внимание на главном объекте - его позе, выражении лица и т. п. и упустить при этом степень изобразительного эффекта окружающих форм, цвета или тона. Ребенок, одетый в светлые тона, может просто "потеряться" на очень перегруженном фоне. Яркие краски, бросающиеся в глаза пятна и рисунок, которые используются при оформлении изделий для детей, могут отвлечь внимание, если окажутся частью готового снимка или слайда. Маленькие секреты

  • Перед каждой съемкой внимательно просмотрите весь кадр через видоискатель с точки зрения влияния цвета и рисунка переднего и заднего плана на готовый снимок. Не забывайте "заглянуть" и в углы кадра: они не должны содержать отвлекающих внимание элементов.

  • При съемке на черно-белую пленку представьте себе сцену, наблюдаемую в видоискатель, - в монохроматическом изображении четко различающиеся цвета могут оказаться очень близкими по тону или очень близкие цвета приобретут на изображении резко различные тона. Если тона объекта и фон почти не отличаются друг от друга, впечатление от фотографии может значительно снизиться.

  • Часто небольшое смещение камеры может помочь исключить из кадра нежелательный элемент переднего или заднего плана или ввести в кадр что-то из окружающей обстановки, что внесет положительный вклад в композицию. Изменение положения камеры часто предпочтительнее, чем изменение позы ребенка, в особенности если это может сказаться на его настроении.

  • Если нельзя изменить ни положения камеры, ни позы ребенка, попробуйте различные величины диафрагмы для изменения глубины резкости, чтобы сделать элементы переднего и заднего плана более или менее резкими. Избегайте таких диафрагм, которые приводят к неприемлемой выдержке.


<




"Портретная съемка" Внимание деталям



ФОТОГРАФ:
Тим Ридли
КАМЕРА:
35мм
ОБяЕКТИВ:
85мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 64
Экспозиция:
1/60 с и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Рассматривая эти два изображения одного и того же ребенка, нетрудно заметить их потрясающее различие, достигнутое простым смещением камеры и переходом от горизонтального формата изображения к вертикальному. На левом снимке лицо девочки показано на фоне "медвежат" - яркой обивки коляски. Снимок заставляет взгляд переместиться с лица ребенка на пестрое окружение. Для второго снимка фотограф слегка сместил камеру вправо, повернул ее на 90° и установил верхнюю границу рамки кадра непосредственно у головы девочки. В результате он удалил отвлекающую внимание обивку и ввел нейтральное слегка не в фокусе обрамление лица.



"Портретная съемка" Выбор простого фона


  При съемках на натуре, будь то на открытом воздухе или дома у клиента, особое внимание следует уделять фону, независимо. от того, сами ли вы размещаете объекты съемки или они уже как-то "разместились самостоятельно". В студии выбор фона обычно предопределен, поскольку установка плоских панелей и решение вопроса о цвете и стиле бумаги для фона априори являются начальными этапами подготовки к студийной съемке.  Когда фон не имеет решающего значения в передаче настроения и атмосферы сцены или не может "поведать" нам о чем-то важном об объекте, лучшим вариантом, как правило, является ровный, ничем "не возмущенный" фон, который не будет отвлекать внимание от объекта.
  При съемках на цветную пленку следует помнить, что цвет фона не должен быть близким цвету лица или одежды объекта. При работе с черно-белой пленкой подобная проблема вообще не возникает, но при этом следует иметь в виду, что на черно-белом изображении каждый цвет приобретает свой собственный тон, и, если вовремя не позаботиться о фоне, то потом может оказаться, что тона вашего объекта либо совпадают с тонами фона, либо слишком близки, или слишком различны по контрасту.
<




"Портретная съемка" Выбор простого фона


ФОТОГРАФ:
Мэйкен Круз
КАМЕРА;
35мм
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 125
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Даже при выборе самого простого, незатейливого, фона, каким была ровно окрашенная стена на этом двойном портрете, следует иметь в виду, что фактура фона может быть "навязчивой". В данном случае эту проблему удалось обойти за счет переэкспонирования фона. В результате была "стерта" какая-либо зрительно воспринимаемая информация о поверхности фона.



"Портретная съемка" Выбор простого фона


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
6х7 см
ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Если при съемке царит полная "возмущений" окружающая обстановка, объект можно легко изолировать от отвлекающих внимание факторов. В данном случае фотограф решила эту проблему, поместив юный персонаж на фоне неокрашенного дощатого ограждения. Затем с помощью среднего телеобъектива удалила все лишнее из поля зрения видоискателя. В черно-белом варианте тональные контрасты имеют важное значение. На этом снимке можно видеть, как умело использовала фотограф контраст между деревянным ограждением и платьем девочки.



"Портретная съемка" Выбор простого фона


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка


  При съемках в студии, тщательно выбирая направление света от вспышек и располагая объект на достаточно большом расстоянии от фона, можно добиться довольно существенной разницы в экспозиции для переднего и заднего плана, так что объект окажется как бы в изоляции. Однако если вы хотите показать какие-то цвета или тона фона, прийдется "пропить" некоторое количество света сзади ребенка, чтобы он достиг фона, иначе ребенок окажется в кромешной тьме.
<




"Портретная съемка" Выбор простого фона


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ;
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка


  В этом портрете фотограф получил положительный эффект от серо-синего фона, который гармонирует с сине-зелеными цветами юбки из клетчатой шерстяной материи. Боковое освещение помогает проработать фактуру задника. Чтобы придать выразительность глазам, фотограф попросил девочку смотреть прямо на мать, которая стояла справа от камеры.



"Портретная съемка" Выбор простого фона


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80 мм
Чувствительность пленки:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 c и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка с софтбоксом и рефлектор из плотной бумаги


  Этот портрет с кажущимся дневным освещением на самом деле создан в студии с применением искусственного источника света. Подавляя окружение посредством недоэкспонирования, как это было сделано в данном случае, вы можете обходиться простыми студийными средствами, а результат будет таким же, как если бы вы снимали при естественном освещении. Выдержка определялась только по освещенной части лица девочки без учета затененных участков.


Чтобы создать эту сцену с кажущимся дневным освещением, фотограф установил две панели в ряд, а в промежутке между ними, который, по замыслу автора, должен был имитировать открытое окно, поместил девочку. Источником света была единственная студийная вспышка с софтбоксом, помещенная за одной из панелей вне видимости камеры. Перед панелью слева от камеры был помещен прямоугольник белого картона, чтобы отражать немного света на тени. Единственным дополнением к этой обстановке была книжная полка.



"Портретная съемка" Кадрирование объекта


  Изобразительные приемы кадрирования в пределах снимка служат различным целям. Они могут использоваться для акцентирования внимания на какой-то существенной части композиции. Чаще всего - это то место, где находится объект. "Кадр" в кадре может создать визуальный эффект, отвлекающий внимание от части изображения, которая ему не очень нужна в плане общей композиции, например, от занимающего много места ясного, без характерных особенностей неба. Можно просто сделать так, чтобы нежелательные элементы не попали в кадр.  При отсутствии естественных рамок или границ, таких, как дверные проемы, арки, окна, кустарники и т. п., их можно создать искусственно, держа, например, около объектива ветку с листьями. Используя видоискатель, убедитесь, что такая "граница" занимает предназначенное ей место в сцене, и, чтобы она не отвлекала внимание, сделайте ее смазанной, выбрав более широкую диафрагму.
  Функции "рамки" могут выполнять длинные распущенные волосы - должным образом уложенные они могут также быть прекрасным обрамлением лица. Для обрамления лица при портретных съемках крупным планом очень хороши шляпы, шарфы и другие предметы одежды, в особенности яркой окраски.
<




"Портретная съемка" Кадрирование объекта


ФОТОГРАФ:
Трейси Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
135 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/5
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Использование ярко окрашенных оконных рам для обрамления объекта позволило ввести в этот портрет строгий графический элемент, причем особое внимание было обращено на то, чтобы наиболее важная часть объекта была точно расположена в пределах площади прозрачного стекла. Слабый конденсат на внутренней стороне стекла дал эффект "мягкого фокуса".



"Портретная съемка" Кадрирование объекта


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер КАМЕРА
35 мм
ОБяЕКТИВ:
180 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/125 c и f/3,5
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное и рассеянный свет вспышки


  Временная "рамка" может быть создана с помощью различных предметов. Здесь в качестве "рамки" использован яркий в красную клетку плед, который создает резкий контраст между девочкой и находящимся на расстоянии пейзажем. Без такого "обрамления" рыжие волосы девочки сливались бы со смазанными пятнами красноватого оттенка на заднем плане.



"Портретная съемка" Кадрирование объекта


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
50 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/250 c и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  В этом примере фотограф ввел в изображение нейтральную поверхность в виде деревянной калитки, которая служит "рамкой" для объекта, надежно отделяющей его от пестрого фона листвы и цветов. Если бы этой "рамки" в композиции не было, изображение сразу потеряло бы свою привлекательность.



"Портретная съемка" Кадрирование объекта


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/250 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


   При съемке фотограф использовал большое стоящее на полу зеркало XIX века в качестве обрамления отражения сидящей маленькой девочки. Если вы хотите показать резко одновременно и объект, и его отражение, вам надо воспользоваться небольшой диафрагмой для увеличения глубины резко изображаемого пространства. Но если речь идет о том, чтобы сосредоточить внимание исключительно на отражении, вам надо было бы приблизиться к девочке, возможно, сместив ее к краю кадра, и выбрать широкую диафрагму. В результате у вас получилось бы хорошо сфокусированное отражение и притягивающее взгляд мягкое изображение смещенного относительно центра объекта.
<




"Портретная съемка" Малыши


  Вначале вашей работы даже над минимальной серией снимков юного существа нетерпение его родителей может обескуражить кого угодно. Так с чего же начинать? По мере накопления соответствующего опыта вы сможете принимать правильные решения. Первое и самое главное - это оставаться самим собой, то есть чувствовать себя непринужденно: ваша скованность, неестественное поведение сразу же передадутся окружающим. Далее, в зависимости от возраста ребенка, решите, как будет производиться съемка - если требуется опора, например стульчик, чтобы усадить малышку, или опора для ребенка постарше, но еще нетвердо стоящего на ножках, установите то или другое и начните готовить освещение, применительно к выбранному месту. Основной источник света и боковой свет должны быть установлены, пусть даже не окончательно, до того, как вы попросите ребенка занять нужное место. После того как ребенок его займет и примет нужную позу, быстро произведите окончательную настройку интенсивности и направления света и сделайте последние приготовления к съемке: чем быстрее, тем меньше времени останется у ребенка, чтобы начать капризничать. Если по плану съемки ребенок будет сам забираться на легкий стульчик, надо предварительно закрепить его на полу, чтобы он не смог опрокинуться. Если ножки стула окажутся в кадре, то в нем не должно быть фиксирующих упоров. То же относится и к складному стульчику: до того как ребенок начнет его осваивать, он должен быть надежно закреплен в раскрытом положении.


ФОТОГРАФ:
Дэзи Фонтейн
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
85 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
3 студийные вспышки (2-е софтбоксами)


  Никогда нельзя предугадать поведение ребенка в фотостудии: иногда это неудержимый плач, иногда - беспрерывный смех. Эта маленькая девочка нашла оборудование и людей в студии "забавными". Как только были установлены освещение и стульчик, она уверенно заняла свое место, спокойно принимала одну позу за другой и чутко реагировала на подсказки фотографа.
<





  Основным источником света для этих снимков являлась студийная вспышка с софтбоксом, установленная слева от камеры. Несколько ближе к объекту и более фронтально, но справа от камеры, находилась другая вспышка с софтбоксом для снижения контраста на лице, причем мощность этой вспышки составляла всего лишь треть мощности основной вспышки. Третья вспышка без софтбокса была установлена сзади и несколько в стороне от девочки для создания над ее головой фона в виде яркого светлого пятна.



"Портретная съемка" Малыши


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки (1-е софтбоксом)


  Сочный цвет и интересная фактура такого ступа украшают изображение. К тому же он достаточно тяжел и может использоваться к качестве опоры без закрепления на полу.



"Портретная съемка" Малыши


ФОТОГРАФ:
Джое Спрейнджерс
КАМЕРА:
6 х6 см ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 слота с лампой накаливания (1-е кусочком картона для создания тени на заднем плане) и прожектор заполняющего света с зонтичным рефлектором


  Спинка этого стула - надежная опора для маленькой девочки позволяет ей чувствовать себя уверенной в движениях. Существенным элементом композиции является тень, спроецированная на бумагу, выполняющую функцию фона. Для формирования тени использовался кусочек картона определенной формы, который был закреплен на держателе перед лампой накаливания слота.



"Портретная съемка" Малыши


ФОТОГРАФ:
Аyни Кумпс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
70 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  При съемках ребенка, который еще неуверенно стоит на ножках, вам следует создать ему поддержку в виде какой-то опоры, если только вы не захотите ввести в кадр родителей. На этом импровизированном портрете - юное существо, которое крепко заснуло во время церемонии бракосочетания.
<




"Портретная съемка" Малыши


ФОТОГРАФ:
Мэйкен Круз
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Снимая детишек этого возраста, неплохо приподнять их над землей, так чтобы камера оказалась на уровне их глаз, в противном случае вам придется встать на колени. При выборе экспозиции следует учесть, что объекты, как на этом снимке, освещаются сзади и возможна недодержка. Точечное определение экспозиции по затененной части сцены обеспечивает лучший подход к изображению, чем определение по общей освещенности.



"Портретная съемка" Малыши


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
70 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/22
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  Кресло с дугообразными подлокотниками, щедро задрапированное шалью, превратилось в трон и стало "съемочной площадкой" на съемочной площадке - удобным, безопасным и почти замкнутым пространством для младенца, которого принесли в студию сразу же после крещения для съемок его первого в жизни портрета.



"Портретная съемка" Малыши


Фотограф:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки (1-е тубусом)


  Одежда маленьких детей, которых приводят в студию для съемки, обычно мягких пастельных тонов, белого или нейтрального цвета. Однако эта девочка одета в ярко красное платье с декоративными элементами черного и бирюзового. Чтобы усилить необычную цветовую гамму, фотограф тщательно подобрала освещение части сцены и с помощью тубуса сосредоточила луч света на лице объекта.



"Портретная съемка" Осмысленный подход


  Хотя это и трудно объяснить, но всех нас притягивает портрет, в котором фотограф сумел передать характер объекта, а не только сходство с оригиналом. При этом не исключено, что какие-то элементы композиции вам могут не нравиться или интерпретироваться по-разному, и все же объект "выходит" из кадра и привлекает ваше внимание.  Снимки, представленные на этой и следующих страницах, демонстрируют различные подходы к изображению объекта. Некоторые из них - предельно формальные, хотя и сделаны на открытом воздухе и, что называется, "на лету", а другие созданы в студии или просто представляют портреты, сделанные у клиента дома. Однако каждый из них раскрывает какую-то черту характера ребенка и свидетельствует о бережном отношении фотографа ко всей композиции.
<



ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
85 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/250 c и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Нарядно одетая девочка чувствует себя перед камерой слегка смущенной. Ранним воскресным утром, когда она направлялась в церковь, фотограф попросила ее уделить несколько минут для съемки портрета, и она с удовольствием согласилась. Расположив объект на фоне зданий на свободной от транспорта улице, фотограф смогла достаточно хорошо показать окружение и в то же время смягчить впечатление от него, дав его слегка не в фокусе при помощи более открытой диафрагмы.



"Портретная съемка" Осмысленный подход


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 400
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Этот портрет - результат счастливого случая: фотограф заметила маленькую девочку, которая сидела у проволочного ограждения сзади уличного киоска ее родителей. Как только фотограф присела на корточки, чтобы камера оказалась на уровне глаз ребенка, и установила подходящую диафрагму для показа заднего плана не в фокусе, девочка "заглянула" прямо в объектив камеры.



"Портретная съемка" Осмысленный подход


ФОТОГРАФ:
Робин Дано
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
35 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 125
Экспозиция:
1/60 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  В отличие от студии, при съемках у клиента дома вы вынуждены мириться с тем, что не можете полностью управлять окружением объекта. Чтобы сделать этот снимок, фотограф первым делом поставил вазу с высохшими цветами так, чтобы прикрыть угол комнаты, и распластался на попу. Он сделал это не только для того, чтобы камера была почти на уровне глаз ребенка, но и чтобы привлечь внимание к тому, как расположены отшлифованные половые доски: взгляд, скользя по направлению досок, невольно упирается в объект.



"Портретная съемка" Осмысленный подход
<



ФОТОГРАФ:
Питер Миллард
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/250 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Пока облака не закрыли солнце, фотограф решил использовать подходящее освещение и, поставив девочку в нужное место, смог "подарить" нам этот портрет. Слегка наклоненный вперед корпус, дразняще высунутый язычок, руки, заложенные за спину, - все это создает впечатление жизнерадостного, озорного маленького существа.



"Портретная съемка" Осмысленный подход


ФОТОГРАФ:
Питер Миллард
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/60 с и f/22
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки (1-е софтбоксом)


  Этому снимку предшествовала тщательная подготовка, в результате которой фотограф решил использовать "таинственный" нейтральный, но интересно тонированный фон для контраста с белым верхом малыша. Чтобы внимание девочки было надежно приковано к камере, ее мать на протяжении съемок стояла рядом с фотографом.



"Портретная съемка" Осмысленный подход


ФОТОГРАФ:
Дэзи Фонтейн
КАМЕРА:
6х6 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 c и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  При ограниченной цветовой гамме этого портрета фотограф свела к минимуму отвлекающие факторы, усилив этим композицию. Стул - не только надежная опора для девочки: он придает ей уверенность, так необходимую, чтобы непринужденно смотреть в камеру. Медвежонок выполняет двойную функцию: позволяет ей чувствовать себя комфортно и оправдывает появление стула на снимке.



"Портретная съемка" Размещение фигур в кадре


  Успех конкретного портрета определяется не только индивидуальностью изображенного объекта, но и тем, как фотограф расположил его (или объекты) в пределах поля изображения. Составление композиции требует от фотографа решения о содержании кадра, которое часто принимается совершенно интуитивно.  И в самом деле, не существуют такие правила композиции, выполнение которых гарантирует хорошие результаты. Но, следуя некоторым рекомендациям, вы можете существенно облегчить себе жизнь. Например, расположенные в центре кадра фигуры, как правило, создают композицию статичную, в то время как расположенные в левой или правой части кадра активизируют изображение и придают ему динамичность. Если использовать для объекта край кадра, лучше всего, чтобы объект смотрел через поле изображения в направлении имеющегося пространства, а не из кадра.
  При съемке камерой 35 мм или среднеформатной камерой (но не 6 х 6 см) вы можете выбрать горизонтальное или вертикальное обрамление изображения. Горизонтальный формат способствует восприятию изображений, имеющих протяженность в ширину, связывая левую и правую части кадра. Вертикальный же формат помогает направить взгляд в глубь сцены, более строго связывая передний и задний планы.
<




"Портретная съемка" Размещение фигур в кадре


ФОТОГРАФ:
Джое Спрейнджерс
КАМЕРА:
6х7 см ОБяЕКТИВ:
125 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/30 с и f/22
ОСВЕЩЕНИЕ:
слот с лампой накаливания и прожектор заполняющего света (с зонтичным рефлектором)


  Помещенные в центр кадра и "выхваченные" из темноты направленным светом, эти две сестрички составили именно такую композицию, какую хотели иметь на память их родители. Но, даже если содержание снимка диктуется заказчиком, вы не должны поступаться качеством исполнения.



"Портретная съемка" Размещение фигур в кадре


ФОТОГРАФ:
Николас Синклер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
28 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/250 c и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Композиция, полная энергии и одна из тех, что вызывают большой интерес, явилась результатом того, что фотограф поместил объект в самом углу кадра. Другие элементы композиции, которые бросаются в глаза, - четко обозначенные полосы светлого и темного тонов, представленные различно окрашенными сегментами циркового шатра и разделенные по диагонали, и большая звезда в верхней части кадра. Звезда не только "уравновешивает" фигуру девочки, которая находится по другую сторону диагонали кадра, но и повторяет главную тему рисунка ее платья.



"Портретная съемка" Размещение фигур в кадре


ФОТОГРАФ:
Мэйкен Круз
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
300 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Фотограф использовала края кадра для создания активной динамичной композиции с горизонтальным форматом кадра, строго связывающим левую и правую стороны изображения. Это как раз то, что нужно, чтобы отвлечь внимание от осенней листвы, покрывающей землю от переднего плана до заднего.




  Пересечение третей  Одно из наиболее полезных правил композиции известно под названием "пересечение третей". Если представить себе, что кадр разделен и по горизонтали, и по вертикали на три части, любой элемент объекта, помещенный на одну из этих линий, выделяется, причем особенно привлекает взгляд тот, что оказывается на пересечении пиний.
<




"Портретная съемка" Неформальные группы


  В отличие от снимка формальной группы, который обычно "говорит" о ее функции (например, спортивная команда, класс или группа по интересам) и имеет традиционную композиционную структуру, фотография неформальной, или неорганизованной, группы может отобразить только временную, преходящую связь членов группы. Возможно, интерес к вам или хотя бы к камере объединит их и обеспечит успех снимку.  Когда вы работаете с группами детей в неофициальной обстановке, вы не можете позволить себе быть слишком жестким в исполнении своих замыслов - "плывите по течению", будьте внимательны к любым возражениям и не опасайтесь отснять большее количество пленки, чем вы запланировали.
  Однако, даже если временная сплоченность детей нарушается, вы можете предпринять более прямое "наступление", например, заведя разговор на тему, которая не может не вызвать ответной реакции детей. Это могут быть спорные высказывания о качестве местных футбольных или баскетбольных соревнований или что-то, о чем охотно может быть высказано мнение в связи с телевидением или кино или что-то вызывающее живой интерес в окружающей местности. 



"Портретная съемка" Неформальные группы


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
6х6 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Улизнув в самый разгар свадебного торжества, которое проходило в доме, изображенном на заднем плане снимка, эта группа детей не смогла "улизнуть" от фотографа, которая столкнулась с ними, когда они сидели на ступенях черного хода. Хотя старшие ребята понимали, что их хотят фотографировать, их внимание было обращено на маленькую девочку, которая не чувствовала себя вполне уверенно, "сползая" вниз по каменным ступеням. Хотя оба снимка представляют интересные групповые портреты, тот из них, на котором девчушка получает "руку помощи" (снимок справа), лучше по выявлению связей внутри группы и строже по композиции.
<






"Портретная съемка" Неформальные группы


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Чтобы снять этот веселенький групповой портрет, когда дети одновременно "расплющили" свои носы о стеклянную дверь, фотограф должна была сработать мгновенно. Призрачное отражение в стекле автомобиля, стоящего на улице, усиливает подлинность изображения, при этом фотограф позаботилась о том, чтобы ее собственное отражение не попало в снимок.



"Портретная съемка" Формальные пары и группы


  Нет никакой необходимости давать точное определение формальной портретной съемке. Достаточно сказать, что любой объект или группа объектов, специально позирующие перед камерой, это и есть формальный портрет. Если на снимке два объекта или больше, предполагается, что между ними есть что-то общее, какая-то связь, которая объясняет, почему они вместе на одном снимке. Это могут быть дети из одной семьи, члены одной спортивной команды, музыканты одного оркестра или одноклассники.
  При съемках большой группы детей надо всегда быть настороже: существует вероятность зафиксировать что-то забавное, поскольку во время размещения дети практически не контролируют свои позы и выражения лиц.
  В студии, где используется искусственное освещение, проследите за тем, чтобы смещенный от центральной оси осветитель не отбрасывал тень от одного участника съемки на важные части тела другого. Если вы используете больше одного источника света, а именно так часто и бывает на самом деле, удостоверьтесь через видоискатель камеры, что все тени отбрасываются в одном и том же направлении. Противоречащие друг другу тени придают изображению неестественность, раздражают и отвлекают внимание от самих объектов.
  При использовании лампы накаливания направление теней определить нетрудно, потому что свет непрерывен. А вот при освещении вспышкой вам надо воспользоваться встроенным источником света, если таковой имеется, чтобы предвидеть хотя бы примерно результат освещения. Если у вспышки нет такого источника, поместите на той же высоте настольные лампы и направьте их свет так же, как и от головки вспышек, - по одной лампе на каждую головку, и тогда вы будете иметь полное представление об освещенности и распределении теней.
  При фотографировании пар и групп не забывайте также о том, что чем больше людей, тем труднее четко и привлекательно зафиксировать каждого и в особенности лица. Например, делая один или два снимка, вы рискуете уже после обработки пленки обнаружить, что в критический момент кто-то из группы мигнул, посмотрел в сторону или не смог сдержать зевоту. Поэтому делайте как можно больше снимков, чтобы обеспечить "запас прочности": отличная пленка и ее обработка обойдутся вам дешевле, чем повторный сбор группы и новая съемка. И дело тут не только в затратах времени и средств, но и в риске пошатнуть свою репутацию и растерять клиентуру.
<




"Портретная съемка" Формальные пары и группы


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/6о с и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка с софтбоксом и вспышка без софтбокса


  Настоящий портрет - не только детей, но и взрослых - должен отобразить нечто большее, чем просто внешнее сходство. Показанные здесь два брата еще очень юны, однако фотограф постарался отразить сильные стороны их характеров. Лица мальчиков предельно серьезны и выражают неподдельный интерес, и у вас возникает желание узнать, о чем они будут думать по окончании съемок. "Движение души" младшего брата, выразившееся в том, что он положил свою руку на плечо старшего, говорит о любви и полном доверии между ними.


При съемке этого группового портрета одна студийная вспышка с рассеивателем была установлена справа от камеры на уровне глаз детей. Вспомогательная вспышка была установлена непосредственно на камеру и обеспечивала слабый нерассеянный свет для ослабления густых теней на лицах. Бумага, использованная в качестве заднего плана, находилась достаточно далеко от братьев, и какой-либо свет на нее не попадал.



"Портретная съемка" Формальные пары и группы


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
б х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/125 c и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
3 студийные вспышки с софтбоксами


   Синие джинсы и темно-синие (почти черные) рубашки требуют предельного внимания к цвету и тону фона. Темно окрашенный или слишком детализированный фон может привести к "растворению" объектов на снимке, слиянию с окружением и унылому впечатлению от освещения. В этой ситуации фотограф решил поднять настроение путем резкого выдвижения объектов вперед, показывая их на простом не совсем белом фоне, специально освещенном небольшой вспышкой с рассеивателем, которая была установлена достаточно низко - непосредственно сзади мальчиков.
<




"Портретная съемка" Формальные пары и группы


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
б х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  Одной из вечных проблем фотографов при портретной съемке пар или групп разного возраста, а следовательно, и роста является проблема размещения, при котором лица персонажей должны оказаться почти на одном уровне, позы - удобными, а композиция - естественной. В данном примере фотограф усадил девочку в естественной позе на по/ а сзади нее поместил ее брата, который опирается на колено.



"Портретная съемка" Формальные пары и группы


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
120 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 с и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  От того, как вы разместите персонажей для формального группового портрета, зависят настроение и характер окончательного снимка. Разместив детей на попу и используя рулон бумаги для подсветки и одновременно в качестве фона, фотограф без особого труда получил естественное изображение непринужденно выглядящих детей. При этом была удачно решена и проблема разницы в росте: ваш взгляд "охватывает" все лица последовательно, спокойно скользя с одного на другое.


Маленькие хитрости

  • Осветительная головка должна находиться на уровне глаз объекта.

  • Чтобы избежать нежелательных теней на лице объекта, не следует размещать источник света слишком высоко относительно уровня глаз.

  • Зафиксировать положение осветительной головки можно с помощью зажимов (а в случае легкой камеры с помощью изоленты). Такие зажимы оказываются настоящей "палочкой выручалочкой", когда нельзя воспользоваться держателем.




  Треугольное расположение этих объектов создает очень стабильную и удобную для восприятия композицию. Длинное основание треугольника основательно "пригвоздило" троицу к полу.
<




"Портретная съемка" Формальные пары и группы


ФОТОГРАФ:
Элан Харриман
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
зум-объектив
28-70 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 64
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные и 1 вспомогательная вспышки


  Существует множество подходов к формальному групповому портрету, такому, например, как хоккейная команда. Содержание таких снимков всегда достойно внимания, так как дает изображению надлежащий контекст, но когда это означает, что вы должны искусственно осветить большое открытое пространство, могут возникнуть проблемы. В первом варианте фотограф использовал мощную вспомогательную вспышку на кронштейне. Благодаря этому вспышку можно было разместить достаточно далеко от оси объектива, чтобы избежать эффекта "красных глаз". Однако пространство ледовой арены было слишком большим, и возникла необходимость усилить освещение.




  При съемке следующего варианта использовались две портативные вспышки - по обеим сторонам от камеры. Общая освещенность оказалась много лучше, да и цвета стали более чистыми и точными, но позы мальчиков при съемке были слишком жесткими, а лица невыразительными.




  Окончательный вариант свидетельствует о том, что фотограф был вознагражден за настойчивость. Освещение осталось таким же, как в предыдущем случае, но шутка, брошенная фотографом, заставила мальчиков расслабиться. Полученное изображение - хороший групповой портрет не только потому, что полон веселья, но и потому, что удачно передает дух товарищества и общность интересов.



"Портретная съемка" "Большой" как фон для маленького


  Рассматривая снимок с изображением только ребенка, иногда бывает трудно судить о его размерах или возрасте. Один из способов показать хрупкость маленького существа - сфотографировать его вместе с чем-то известным по размерам. Очевидно, что лучше всего вместе с маленьким ребенком ввести в снимок взрослого или хотя бы какую-то часть его фигуры.  В случае студийной съемки детишки появляются в студии всегда в сопровождении родителей или кого-то из взрослых, с кем они чувствуют себя уютно и спокойно. Если же речь идет о съемках у клиента дома, опять-таки найдется взрослый, который сможет вам помочь.
  Наряду с уточнением представления о размере маленького ребенка, наличие в кадре взрослого решает и другую проблему - помогает малышу найти опору и поддержку, без которых он не может даже сидеть.
<




"Портретная съемка" "Большой" как фон для маленького


ФОТОГРАФ:
Робин Данс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
75 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 125
Экспозиция:
1/125 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Успокаивая ребенка во время паузы в неформальной портретной съемке в доме клиента, отец инстинктивно прижал малыша к груди, так что он положил голову на его плечо. Фотографу оставалось только попросить отца повернуться так, чтобы взгляд ребенка был направлен прямо в камеру.



"Портретная съемка" "Большой" как фон для маленького


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/125 c и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  Взрослый брат "расправился" со своими неугомонными братьями-близнецами. На полу студии оба малыша были чересчур активными и подвижными, чтобы взаимодействовать с фотографом, но благодаря старшему брату приняли удобное для съемки положение и оказались на нужной для фотографа высоте.



"Портретная съемка" Зернистость пленки


  Чувствительность эмульсионного слоя пленки связана с размером зерен светочувствительного материала - одного или нескольких галогенидов серебра, которые наносятся на прозрачную гибкую основу из органического материала. Низкочувствительные пленки (с малыми числами 150) являются мелкозернистыми, в то время как высокочувствительные (с большими 150) - крупнозернистыми. Увеличение площади поверхности зерен делает их более светочувствительными. Каждое удваивание числа 150 эквивалентно одной ступени экспозиции. Например, пленка 150 100 вдвое чувствительнее пленки 150 50, а это означает, что на одну ступень могут быть уменьшены диафрагма или выдержка для осуществления той же экспозиции пленки.  Главное, что следует иметь в виду при выборе пленки, - это то, что чем выше чувствительность, тем более заметными становятся на отпечатках или при проецировании слайдов зерна галогенидов, покрывающих пленку. В большинстве случаев вам захочется иметь мелкозернистую пленку, не проявляющую зернистости вообще или проявляющую ее, по крайней мере, минимальным образом. Однако возможны ситуации, когда зернистость пленки окажется желательной для увеличения общего эстетического эффекта изображения. Способы выявления зерен на изображении
Если хотите, чтобы "зазвучала" зернистость в готовом изображении, следуйте простым рекомендациям:

  • используйте высокочувствительную пленку (150 800 и более)

  • делайте отпечатки размером больше нормального или увеличивайте только какую-то небольшую часть кадра

  • производите съемку на пленку с недодержкой, а затем в порядке компенсации увеличивайте время обработки пленки

  • используйте специальные растворы для обработки пленки

  • печатайте с мелкозернистого оригинала через фактурный экран.


<




"Портретная съемка" Зернистость пленки


ФОТОГРАФ:
Найджел Харпер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/125 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Эти два снимка, сделанные камерой 35 мм на черно-белую пленку, демонстрируют различную степень зернистости пленок разной светочувствительности. В первом случае: мелкозернистая пленка низкой чувствительности, нормальная обработка, увеличение со всей площади кадра. Во втором случае: значительно более чувствительная пленка, ускоренная обработка, увеличение только около двух третей негатива.


ФОТОГРАФ:
Найджел Харпер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
50 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ:
ISO 1600
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка



"Портретная съемка" "Цена" съемки


При съемках на негативную пленку первая стадия отбора снимков для увеличения - просмотр контрольных отпечатков, полученных контактным способом (без увеличения) или увеличенных в два раза. Снимки с камеры 35 мм для удобства просмотра следует увеличивать больше, чем снимки со средне-форматной камеры.



  Стоимость пленки, ее обработки и печати - хотя и важные, но все же не главные с точки зрения заказчика элементы, определяющие его расходы на студийные фотографии.  Исходя из этого, имеет смысл придерживаться принципа "лучше густо, чем пусто", то есть делать снимков больше, чем запланировано для представления заказчику, чтобы не оказаться в положении, когда и выбирать-то не из чего. Однако при фиксированной оплате вместо этого принципа вступает в силу другой - "собственной выгоды".

  При съемках совсем маленьких детей, движения которых, а также выражение лица и настроение непредсказуемы, цена съемки должна быть, по возможности, выше, чем обычно. Поэтому, если это возможно, договоритесь о фиксированной оплате вашего студийного времени и определенного количества готовых снимков, но при этом клиент должен оплатить стоимость пленки и ее обработки.
<



ФОТОГРАФ:
Питер Миллард
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 400
Экспозиция:
1/60 с и f/11
OСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с софтбоксами


  Внимательно просмотрев контрольные снимки малого формата (см. предыдущие страницы), выберите лучшие для увеличения. Критерии выбора - выражение лица, четкость изображения, проявление света и тени и общая композиция.



"Портретная съемка" "Цена" съемки


ФОТОГРАФ:
Питер Миллард
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
50 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 400
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка с зонтичным рефлектором


  Нет правила без исключения. Если объект съемок спокоен и мирно посапывает, у вас есть время на организацию сцены и выбор освещения. В таком случае можно использовать минимальное количество пленки, поскольку успешный результат съемки почти гарантирован.


 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ  ДАЛЬШЕ 
Содержание раздела