это неисчерпаемый источник вдохновения как
"Введение" |
Дети - это неисчерпаемый источник вдохновения как для фотографа-любителя, так и для профессионала. В любой стране мира вряд ли найдется семья, в которой нет хоть какой-нибудь камеры, а если в этой семье есть дети, они почти наверняка являются главными персонажами сотен, если не тысяч фотографий. Чем же объясняется такая всеобщая тяга к фотографированию детей? С точки зрения родителей ответ очевиден: набор фотографий, отражающих постепенный рост ребенка с его младенческого возраста и первых неуверенных шагов, через годы детства, детских радостей и переживаний до совершеннолетия, позволит навсегда сохранить воспоминания об этом времени. Поскольку в первые годы и физически, и эмоционально дети развиваются очень быстро, а их настроение часто непредсказуемо и изменчиво - в какой-то момент слезы и тут же смех, всегда существует возможность выявить новые грани характера и запечатлеть это на пленке. Если вы фотограф-профессионал, опыт, специальные знания и репутация как детского фотографа могут стать важной основой вашей деловой стратегии. Школы, детские сады, воспитательные группы практически ежегодно заказывают групповые или индивидуальные фотографии своих воспитанников, чтобы затем предложить снимки детей их родителям. Заработок только от одного такого заказа может быть значительным, и всегда есть вероятность новых заказов по случаю дня рождения, крестин, первого причастия, посвящения мальчика в мужчину (по еврейскому обычаю) и другим семейным и неформальным поводам. Дополнительным источником заработка могут стать съемки выступлений детских драматических кружков, оркестров и юных спортсменов детских спортивных секций. Не cледует также пренебрегать интересными возможностями, связанными с местной прессой. Многие местные издания заинтересованы во внештатных работниках, чтобы заполнить "брешь", образованную отсутствием штатного фотографа из-за ограниченных финансовых возможностей. Студийный подход Собственная студия имеет очевидные преимущества с точки зрения получения заказов, однако для начинающего фотографа она может оказаться не по карману. В таком случае стоит подумать о совместной работе с двумя или тремя фотографами, которые находятся в аналогичном положении, с тем чтобы распределить расходы поровну. Объединив даже скудные ресурсы, вы будете иметь в своем распоряжении значительно больше аппаратуры и фотопринадлежностей, чем если бы вы работали один. Кроме того, если в качестве профессионального фотографа вы заняты лишь часть дня, а именно такая участь ожидает всех начинающих фотографов, можно попытаться предложить свои услуги по выполнению отдельных заказов, поступающих в уже действующую студию. Внестудийный подход Работа вне студии отнюдь не означает, что съемки должны проводиться на открытом воздухе. Например, кто-то из клиентов может захотеть сфотографировать ребенка в домашних условиях, и тогда вам потребуется комплект легко устанавливаемого осветительного оборудования. В большинстве случаев достаточно иметь два источника света и штатив. Полезно также запастись рулонами широкой прочной бумаги, которую можно использовать при необходимости создания ровного фона. Поскольку не исключено, что цвет такого фона может не гармонировать с цветом одежды ребенка, лучше выбрать нейтральные варианты - черный, серый и белый. При съемках на открытом воздухе значительно труднее предугадать, какое потребуется оборудование и главным образом из-за капризов погоды: как правило, это средний телеобъектив, а в пасмурную погоду - вспышка и простые рефлекторы для усиления освещенности объекта. |
ФОТОГРАФЫ: Рональд и Трейси Тернер КАМЕРА: 35 мм ОБяЕКТИВ: 135 мм ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ: ISO 100 Экспозиция: 1/125 c и f/4 ОСВЕЩЕНИЕ: дневное |
|
Хорошая, естественная фотография детей не обязательно должна показывать выражение их лиц. Этот двойной портрет говорит "языком позы" о трогательной взаимной привязанности брата и сестры, которые сидят на берегу моря, следя за набегающими волнами. |
ФОТОГРАФЫ: Рональд и Трейси Тернер КАМЕРА: 35 мм ОБяЕКТИВ: 90 мм ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ: ISO 100 Экспозиция: 1/60 с и f/5,6 ОСВЕЩЕНИЕ: дневное и рефлектор |
|
Формальный портрет ребенка может быть сделан как на открытом воздухе, так и более традиционно - в студийной обстановке. Теплый послеполуденный свет был дополнен рассеянным светом рефлектора золотистой окраски, расположенного снизу для подсветки лица ребенка. |
"Самое необходимое" | Камеры |
САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ Фотографы, работающие с детьми, обычно снимают либо в студии - своей, или организованной "на паях", или той, которую удается быстро арендовать, - либо у объекта дома, в школе, на игровой площадке и т. п. Когда съемка делается не на натуре, наиболее часто используется среднеформатная камера, которая позволяет получить негатив (или позитивное изображение для слайдов) большого размера по сравнению с другой популярной камерой 35 мм. Последняя идеально подходит для работы вне студии. Чем больше изображение на пленке, тем меньше требуется увеличение. Часто больший формат, хотя из-за него несколько замедляется съемка, более оправдан потому, что предполагает более продуманный подход к каждому кадру. Высококачественная однообъективная зеркальная камера 35 мм может давать превосходные результаты, и они у вас непременно будут при съемке с рук "подсмотренных" естественных сцен или когда момент съемки непредсказуем и требует мгновенной реакции фотографа. КАМЕРЫ СРЕДНЕГО ФОРМАТА Традиционно наиболее часто используемыми камерами для портретной съемки являются камеры, предназначенные для пленки среднего формата. Такие камеры имеют различные модификации и предназначены для цветных и черно-белых пленок 120 и преимущественно черно-белых пленок 220. Цветная пленка имеет более толстый эмульсионный слой, чем черно-белая, поэтому цветная пленка 220 применяется редко, так как не помещается в кассетное отделение фотоаппарата. Наиболее популярными камерами среднего формата являются модели формата 6х4,5, 6х6, 6х7 см. Количество экспонируемых кадров для данных моделей обычно является следующим:
Самое главное преимущество камер среднего формата перед камерами формата 35 мм заключается, по мнению большинства фотографов, в том, что использование негативов большего размера позволяет получить отпечатки отличного качества, особенно тогда, когда требуется крупное увеличение. К главным недостаткам камер данного формата можно отнести тот факт, что, опять-таки по отношению к формату 35 мм, они довольно тяжелы, несколько неудобны в обращении, недостаточно автоматизированы (хотя последнее часто оказывается преимуществом), дорого стоят, а используемые кассеты имеют меньшее количество кадров для экспонирования. ОДНООБяЕКТИВНЫЕ ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ ФОРМАТА 35 мм (SLR) За последние несколько лет качество объективов для камер SLR формата 35 мм возросло настолько, что увеличение портрета, скажем, до размеров 20х25 см (8х10 дюймов), дает великолепные результаты. Благодаря своей популярности среди фотографов-любителей формат 35 мм - самый обеспеченный фотоматериалами. Существует, по крайней мере, шесть основных производителей, выпускающих самую разнообразную аппаратуру и материалы для формата 35 мм: фотоаппараты, объективы, соответствующие вспышки и сопутствующие аксессуары. Кроме полностью автоматизированных фотоаппаратов и аппаратов, где автоматика совершенно отсутствует, к услугам как профессионалов, так и любителей, имеются самые разнообразные фотообъективы и различные аксессуары, производимые независимыми компаниями. По сравнению с камерами среднего формата камеры SLR формата 35 мм имеют небольшой вес, просты в обращении и обладают достаточно совершенной автоматикой и гибкостью. Однако в тех случаях, когда требуется большое увеличение, камеры среднего формата обеспечивают несомненно лучшее качество. Во всех камерах SLR формата 35 мм используется пленка, имеющая 24 или 36 кадров, цветная или черно-белая, позитивная или негативная. Опять же, благодаря распространенности этого формата ассортимент пленок для него гораздо более широк, чем для любого другого формата. ОБяЕКТИВЫ Когда дело касается покупки фотообъектива, нельзя отдавать предпочтение цене в ущерб качеству. Как бы хороша ни была фотокамера сама по себе, использование объектива низкого качества приведет к получению плохих фотографий, что станет особенно заметно при увеличении. Стоимость фотообъектива зависит от величины его максимальной диафрагмы. Каждый раз, когда вы меняете диафрагменное число на следующее меньшее значение, например, от f/5,6 до f/4, вы в два раза увеличиваете количество света, проходящего сквозь объектив, а это означает, что вы можете фотографировать в условиях ухудшающегося освещения, не прибегая к использованию вспышки. При очень широкой диафрагме во избежание искажений объектив должен иметь высокую степень оптической точности, особенно для периферийных участков кадра. Таким образом, объективы с диафрагменным числом f/1,4 стоят гораздо дороже, чем те, максимальная диафрагма которых 2,8. Во время обычного фотосеанса вам могут понадобиться самые различные объективы: от широкоугольных (для того чтобы запечатлеть не только объект, но и окружающую обстановку или же для группового портрета), до средних телефотообъективов, позволяющих акцентировать внимание на лице или же голове и плечах объекта. Для камер формата 35 мм наиболее удобными объективами являются широкоугольные 28 или 35 мм, стандартные 50 мм, телефотообъективы от 90 до 135 мм. В качестве альтернативы можно использовать различные зум-объективы, например, следующую комбинацию: один объектив 28-70 мм и второй 70-210 мм. Таким образом, в вашем распоряжении окажутся объективы, имеющие крайние минимальные и максимальные значения, плюс возможность использовать промежуточные значения для "тонкой настройки" композиции. Для камер среднего формата выбор объективов не так широк. Кроме того, они больше по размерам, тяжелее и более дороги, хотя также подразделяются на широкоугольные, стандартные и средние телефотообъективы. Выбор зум-объективов для камер среднего формата также ограничен. |
|
"Самое необходимое" | Вспышки |
ВСПЫШКИ Наиболее удобным источником искусственного света при съемке портрета на натуре является, несомненно, вспышка. Существуют вспышки с самыми разнообразными техническими характеристиками, поэтому перед тем, как снимать на натуре, убедитесь, что берете с собой именно ту вспышку, которая соответствует месту съемки. Поворотные вспышки позволяют направить пучок света на нужную стену или потолок. В таком случае ваш объект будет освещен отраженным светом, создающим более мягкое освещение. Разные вспышки имеют разные характеристики распространения светового пучка. Параметры большинства из них позволяют работать со средними широкоугольными, стандартными и средними телефотообъективами. Тем не менее, если вы используете объектив с относительно большим фокусным расстоянием, освещение может оказаться недостаточным. Некоторые вспышки можно регулировать для того, чтобы получить параметры распространения света, соответствующие определенному фокусному расстоянию; если же регулировка невозможна, применяются специальные адаптеры. УВЕЛИЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВСПЫШКИ Одна из проблем, возникающих при пользовании вспышкой, заключается в количестве срабатываний, зависящем от мощности батареек. Кроме того, существует проблема скорости подзарядки - времени, необходимого батарейкам для аккумуляции мощности, достаточной для очередного срабатывания. Обычные батарейки после 30 срабатываний приходится менять, так как время подзарядки становится слишком долгим (чем новее батарейки, тем выше скорость подзарядки). Это не только дорого, но и требует затрат времени. Данные проблемы можно решить, используя аккумулятор. Некоторые аккумуляторы обеспечивают до 4 500 срабатываний, а время подзарядки - 1/4 с, что является достаточным при применении с камерой и электроприводом. Конечно, данные цифры подразумевают наличие оптимальных условий, таких, как расположение объекта на близком расстоянии, автоматический режим работы вспышки, наличие множества отражающих поверхностей вблизи объекта. СТУДИЙНАЯ ВСПЫШКА При фотографировании детей в студийных условиях, как правило, используется вспышка. Студийные вспышки подключаются непосредственно к электросети или же мощным аккумуляторам высокого напряжения, поэтому подзарядка происходит практически мгновенно, а количество срабатываний неограничено. Широкий ассортимент головок, фильтров и различных приспособлений позволяет получить фактически любой стиль освещения или световой эффект, а цветовая температура светового пучка вспышки соответствует цветовой температуре дневного освещения, что дает возможность смешивать и тот и другой при съемке одного кадра без возникновения каких-либо проблем с цветом. Еще одним достоинством вспышки является то, что она практически не выделяет тепло, как это происходит при пользовании лампами накаливания. Для решения проблемы точного предсказания того, как лягут тени и свет на объект, что обычно весьма затруднительно из-за очень короткой длительности вспышки, каждую вспышку следует оснастить "моделирующим светом". Интенсивность такого освещения мала и не влияет на величину экспозиции, зато оно позволит вам увидеть общую картину распределения света и теней с высокой степенью точности. |
Подобные вспышки, применяемые с мощными батареями, позволяют получить высокую интенсивность освещения. При выборе вспышки старайтесь использовать те из них, которые имеют поворотный механизм, так как это поможет вам варьировать световые эффекты. |
Если вы предпочитаете производить съемку со вспышкой или вас к этому вынуждают обстоятельства, то кронштейны для вспышек, представленные на этой странице, могут оказаться полезными для вас. Достаточно высокое расположение вспышки над уровнем объектива позволяет полностью устранить эффект "красных глаз". Данная модель предназначена для работы с камерами SLR формата 35 мм, а также с камерами формата 6х4,5 см. Оба типа камер могут располагаться как горизонтально, так и вертикально, однако ВСПЫШКЕ остается ровно по центру над объективом. Для фотоаппаратов различных конструкций предусмотрены различные модели кронштейнов. |
Данный тип кронштейна для вспышки позволяет устранить основную проблему, возникающую при срабатывании вспышки, смонтированной на фотокамере. Поднятие вспышки на достаточную высоту позволяет избавиться от эффекта "красных глаз". |
Эти современные вспышки имеют конструкцию, позволяющую применять их во время съемок на натуре. Данный комплект, состоящий из двух вспышек, зонтиков и штативов, легко помещается в удобную сумку. |
Для получения разнообразных световых эффектов данный комплект включает три вспышки, софтбокс, тубус, рассеиватель и три штатива. Все это свободно помещается в чемоданчик, который легко разместить в багажнике или на заднем сидении автомобиля. |
Рефлекторы можно делать из картона - белые для получения нейтрального эффекта, а цветные для достижения необычных результатов. Но профессиональные рефлекторы, изготовленные из материалов с различными отражательными свойствами, позволят вам контролировать освещение в большей степени как в студии, так и на натуре. |
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ | ДАЛЬШЕ |