ФОТОТЕОРИЯ - Эстетика фотографии

       

Гарри Каллаген



Гарри Каллаген

Творчеству Каллагена свойственны выразительность в основном за счет линии и рисунка и чрезвычайная простота формы. Хотя большинство объектов съемки он находит в окружающей природе, главная его забота заключается в выявлении абстрактных свойств объектов. В своих работах он раскрывает возможности линии, фактуры и прочих элементов построения кадра. Преследуя эту цель, он с помощью камеры и различных фотоприемов выделяет те элементы, которые привлекают его в данном объекте. Например, Каллаген часто подчеркивает линии и форму объекта, создавая упрощенную линейную композицию в чистых черных и белых тонах.

Многие из его фотографий, изображающие растения и пейзажи, лишены простран-ственности и глубины и, кажется, будто объект расположен на поверхности отпечатка. Такие снимки обычно с плоской перспективой, без ближнего плана. Избавившись от трехмерности, он получает возможность ярче высветить чисто абстрактные свойства объекта.

Одним из любимых объектов Каллагена являются фасады зданий, и выбирает он их не с точки зрения архитектурной ценности, а по рисунку и пропорциям. Фотографирует он и обнаженные фигуры, часто изображая их с помощью строгих линий. Изредка Каллаген экспериментирует с множественным изображением, приме-

няя многократное экспонирование или впечатывание, чтобы добиться как бы движения и расслоения рисунка. В отличие от Джерри Ульсманна он не конструирует изображения из отдельных негативов в лаборатории, а компонует и смешивает непосредственно на месте съемки. Объекты Калла-гена разнообразнее и в большей степени узнаваемы, чем у Сискинда. Но оба выбирают для съемки привычные предметы и средствами фотографии превращают их в абстрактные произведения искусства. Некоторые критики утверждают, что такие фотографии непонятны и скучны; других они восхищают сдержанностью форм и острым чувством графической композиции.



Содержание раздела