ФОТОТЕОРИЯ - Эстетика фотографии

       

ДЖЕРРИ УЛЬСМАНН: Сюрреалистические композиции





Встреча с фотографиями Джерри Ульсманна похожа на путешествие в страну сновидений. Из его диковинных плывущих деревьев и замурованных в камни рук складывается мир подсознания. Ульсманн создает беспокойный мир фантазии, где не принимаются во внимание обычные правила перспективы и масштаба и не действуют естественные законы времени и пространства. Благодаря его техническому мастерству необычность изображений лишь возрастает. Высокое качество и резкая проработка деталей придают каждому отпечатку обескураживающую реалистичность. В отличие от других фотографов, с которыми знакомит настоящий раздел книги, Ульсманн использует фотолабораторию и ее технические возможности не просто для изменения, но для создания окончательных изображений. В его арсенале крайне непривычный набор оборудования: лишь один фотоаппарат (зеркальный нормального типа с квадратным кадром 6x6 см) и целых шесть увеличителей. Он считает, что проще всего делать комбинированные отпечатки так: вставлять отобранные негативы в разные увеличители и в промежутках между экспонированием перекладывать фотобумагу из одной рамки увеличителя в другую. Ульсманн всегда рассчитывает, как он сам говорит, на лабораторное открытие. Ведь в большинстве своем фотографы печатают изображения, которые они уже видели во время съемки, а Ульсманн пытается «открыть» интересное комбинированное изображение в фотолаборатории. Одновременно он стремится к тому, чтобы использовать возможности и свойства фотоматериалов в создании окончательного отпечатка.

Ульсманн сотнями делает снимки деревьев, рук, обломков скал, потемневших от времени бревен, обнаженных фигур, пейзажи. С каждого негатива тщательнейшим образом изготавливается контактный отпечаток, который хранится в фототеке, чтобы когда-нибудь позже он мог без труда занять свое место при воплощении очередного замысла. На этапе съемки Ульсманн лишь решает вопрос о возможном использовании изображения на ближнем или дальнем плане будущего комбинированного снимка. При обрамлении объекта он оставляет вверху или внизу негатива место. Помимо этого он не принимает никаких решений, пока не переступит порога лаборатории. Здесь, вставляя в увеличители негативы или контактные отпечатки на позитивной пленке, он начинает процесс построения кадра либо путем маскирования части изображения и впечатывания на это место другого изображения, либо путем наложения негативов. Порой он совмещает негатив с позитивом и получает сюрреалистическое сочетание тонов. Ульсманн избегает наложения изображений и разделяет их с помощью маскирования, чтобы каждое изображение смотрелось как отчетливая часть монтажа. Он делает отпечатки на фотобумаге с переменной контрастностью, и в сочетании со светофильтрами это решает проблему изготовления отпечатков с негативов, разных по контрастности, на одном листе фотобумаги.



Содержание раздела