Фотосъемка пейзажа

       

Световое и цветовое решение снимка


Освещение при фотографировании пейзажа имеет первостепенное значение. Его бесконечное разнообразие в различное время года и суток, а также при различном состоянии погоды может быть использовано, прежде всего, для выражения самого характера пейзажа, для создания определенного настроения в снимке. Радостное безоблачное утро; знойный солнечный летний день; затихшая перед грозой природа; тихий вечер, полный поэзии и лирики; пасмурный дождливый день или полузакрытый туманом пейзаж золотой осени — все эти образы природы воспроизводятся в фотографическом изображении правдиво, выразительно и реалистично только при соответствующем освещении.

Настроение радостного весеннего утра на создано встречно-боковым светом, падающим на объект съемки справа. Яркие блики света на стволах деревьев березовой рощи контрастируют с тенями; солнечное освещение придает живописность пейзажу. Глубина пространства на снимке подчеркивается затененными стволами молодых березок первого плана.

Фотo 21.

Лесная поляна

Фотo 22.

На речке



На передано состояние природы в жаркий июльский полдень, когда в речке блестит вода, сверкают бликами листья водяных лилий и прибрежных ив, глубокие тени выделяют живописные очертания деревьев. Здесь использован встречный свет солнца.

На показан летний вечер. Зритель видит пейзаж, освещенный последними лучами заходящего солнца, низкий контрастный свет дал резкие тени на стволах деревьев и длинные глубокие тени по траве. Такое освещение бывает только при закате солнца летом, что правдиво передано на снимке.

Фотo 23.

Вечер

Фотo 24.

Ранняя весна

На мы видим весенний пейзаж. Яркий утренний свет солнца гармонирует с картиной пробуждения природы. Боковым светом солнца подчеркнута фактура стволов берез, тающего снега и проталин; выразительна многоплановость пейзажа.

На передано иное состояние природы. Темная грозовая туча уходит к горизонту. Далеко справа видны еще облака, освещенные низким солнцем. Силуэтный пейзаж построен исключительно на тональных переходах, что подчеркнуто и общей мягкостью линий.




Фотo 25.

Гроза прошла

Фотолюбитель во время съемки пейзажа лишен возможности произвольно видоизменять свет, поэтому он должен пристально наблюдать, изучать, выжидать и отбирать лучшее, наиболее выразительное освещение для каждого конкретного пейзажа, имея в виду основной принцип расположения светотени, когда главная деталь объекта съемки выделяется освещением на гармонично контрастирующем с ним фоне.

Наблюдая за изменением освещения выбранного пейзажа в течение дня, можно заметить, что световая выразительность снимка и даже его линейная и тональная композиции в зависимости от освещения значительно изменяются. Если сравнить пейзажи, снятые с одной точки в пасмурный и солнечный день, а также утром, в полдень и вечером, то они окажутся совершенно различными, хотя будут показывать одно и то же место.

В серый, пасмурный день невозможно сфотографировать много интересных и разнообразных пейзажей, разве только во время осенних туманов такой пейзаж будет привлекателен своеобразием тональных сочетаний. Зато в погожий солнечный день могут быть сделаны выразительные снимки, когда пейзаж четко отрабатывается светотенью, воздушная дымка подчеркивается встречным светом, водная поверхность блестит в лучах солнца, а рисунок облаков дополняет общую композицию.

Разнообразные варианты освещения, наблюдаемые в природе, можно свести к нескольким основным видам.

Освещение в пасмурную погоду при тумане и отсутствии солнца незадолго до его восхода или вскоре после заката называется рассеянным. Так как рассеянный свет освещает предметы со всех сторон одинаково и не дает четких теней, объем и фактура объектов съемки выражаются значительно слабее, чем при солнечном освещении. Мало выразительна и тональная перспектива такого пейзажа. В большинстве случаев в пасмурную погоду пейзаж выглядит скучно, монотонно, неинтересно для съемки.

Чтобы достигнуть хороших результатов при рассеянном свете, фотолюбитель должен пользоваться главным образом выразительными особенностями тональной перспективы.


В этих условиях для съемки следует выбирать пейзаж многоплановый или, во всяком случае, с темным по тону передним планом. Без особых затруднений такие снимки удаются во время тумана, когда деление на планы четкое, когда ненужные, мешающие детали в объекте закрыты туманом. В достаточной степени притемненный передний план при пасмурной погоде может получиться на снимке только в том случае, если сзади фотоаппарата находится что-либо задерживающее свет, например лес. Деревья, граничащие с поляной, будут слабо освещенным передним планом, так как сзади находится массив леса. Сама поляна составит средний план — она будет освещена сильнее.

сделано именно в тех условиях, когда свет, задержанный лесом, создал резкий контраст между темным передним планом и равномерно освещенной поляной. Это пример двухпланового построения снимка. Можно создать и дальний план, воспользовавшись дымом костра или различными объектами, которые в зависимости от их удаленности дополнят пространственное построение пейзажа.



Фотo 26. За грибами

Таким образом, и в пасмурный день имеются все возможности сделать хорошие пейзажные снимки, если сознательно, умело использовать доступные и простейшие средства художественной выразительности.


Содержание раздела