Фотосъемка пейзажа

       

Пространственное построение снимка


Передача пространства в пейзаже не может быть выполнена только при помощи удачно найденной линейной композиции.

Пространственность фотографического снимка создается при условии хорошо выраженной воздушной или тональной перспективы.

По мере удаления предметов от места наблюдения мы видим их не только уменьшенными в размерах, но и более светлыми, теряющими резкие очертания и интенсивность окраски. В особенности это заметно во время тумана. Но даже в ясный солнечный день воздушная атмосфера покрывает дали пейзажа голубой дымкой. Близкие предметы при этом, совершенно резкие по рисунку, имеют четко выраженную светотень и насыщенные цвета; они служат передним планом. Средний план составляют предметы, находящиеся на некотором расстоянии от зрителя. Они покрыты небольшой воздушной дымкой, мягче по очертаниям и формам. Дальний план — дали с интенсивной дымкой.

На люди составляют передний план, деревья за ними — средний план, новое здание университета — дальний план. На передним планом служит паровоз, все остальные планы до самого дальнего — промежуточные без резких границ между ними. Многоплановость городского пейзажа очень хорошо передана на благодаря интенсивной дымке осеннего утра. Ярко выраженные передний, средний и дальний планы, а также и планы промежуточные передают воздушную, или тональную, перспективу.

В целях передачи глубины пространства на снимке при выборе точки съемки пейзажа следует учитывать выразительные возможности не только линейной, но и тональной перспективы. Сочетать основные линии построения снимка с тональными его участками следует таким образом, чтобы они дополняли друг друга, были тесно связаны, составляли одно целое в композиционном построении изображения.

Тональное построение пейзажа и оптический рисунок изображения фотолюбитель может видоизменять в достаточно широких пределах техническими средствами, которыми он располагает.

При помощи объектива легко выделить основной объект резкой наводкой на фокус и затушевать дальний план, используя соответствующую диафрагму.


Интересный изобразительный результат дают светофильтры: желтые — при чрезмерно сильной дымке и голубые — при особенно прозрачном воздухе. Умелым ослаблением негатива или простым перекрытием части изображения в процессе проекционного печатания позитива удается значительно усилить впечатление глубины пространства в пейзаже.

Примеры недооценки значения тона и характера оптического рисунка при фотографировании особенно часто встречаются у недостаточно опытных фотолюбителей, когда, желая получить наибольшую глубину резко изображаемого пространства на снимке, они используют малые световые отверстия объектива и плотные светофильтры, которые иногда полностью уничтожают воздушную перспективу пейзажа. Такие снимки получаются плоскими, невыразительными и теряют свою убедительность.

Насыщенность и яркость тонов при цветной фотосъемке визуально определяются легко, тогда как при черно-белой съемке в оценке тональности возможны ошибки, ведущие к неудачам, так как в этом случае все объекты пейзажа независимо от их расцветки передаются на снимке гаммой ахроматических тонов. Кроме того, различные по цветочувствительности негативные материалы передают окраску предметов в черно-белой тональности неодинаково. Оценка тональности будущего снимка значительно облегчается, если при выборе точки съемки пользоваться желто-коричневым светофильтром, который до некоторой степени скрадывает расцветку объектов, приводя их к одной общей тональности. Светофильтр можно вмонтировать в упомянутую ранее рамку-видоискатель и сделать откидным, чтобы было возможно пользоваться этим видоискателем и при цветной фотосъемке.

Уточнять тональную композицию снимка, его многоплановость надо при выборе точки съемки, используя для переднего и среднего планов ближе расположенные деревья, кусты, скалы, архитектурные объекты, какие-либо предметы и в особенности фигуры людей. При этом не следует забывать о тональности самих объектов. Более близко расположенные объекты визуально должны иметь большую яркость и насыщенность тона.


Такой отбор всегда помогает при тональном построении фотоснимка.

Если дальние предметы будут сильны по тону, в особенности при отсутствии переднего плана, создается неестественное впечатление, ибо даль как бы выходит вперед и пространственность пейзажа на снимке нарушается.



Фотo 20.

Подъем целины в Саврополье

Главный объект изображения в пейзаже обязательно должен быть выделен пространственным построением кадра. Этот объект может находиться на первом или втором плане; дали, воздушная дымка смягчают второстепенные детали, благодаря чему все внимание концентрируется на главном в снимке — на смысловом его центре. С учетом этих закономерностей композиции выполнены, например, и 20, где основные объекты изображения выделены не только освещением, но и четкостью оптического рисунка, мягкостью изображения далей в светлой тональности.

При правильном использовании закономерностей воздушной перспективы и правдивой передаче пространства пейзажный снимок становится живым реалистическим.


Содержание раздела